Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

1

Отдохнем от жизни. Помечтаем. Хотите?

Садитесь, пожалуйста, в это мягкое кожаное кресло, в котором тонешь чуть не с головой. Я подброшу в камин угля, а вы закурите эту сигару. Недурной “Боливар”, не правда ли? Я люблю, когда в полумраке кабинета, как тигровый глаз, светится -огонек сигары. Ну, наполним еще раз наши рюмки темно-золотистым хересом—на бутылочке-то пыли сколько наросло—вековая пыль, благородная,
—а теперь слушайте...


Однажды в кинематографе я видел удивительную картину
1

Раз сегодня день веры в единорогов, то Честертон:

"В древности чудище годилось только на то, чтоб его убить.

Когда Европа стала христианской, чудища явились снова, но с ними случилась странная вещь... Эти чудища были огромны, немыслимо свободны и немыслимо сильны. Поступь единорога сотрясала пустыни, крылья грифона били в небе, словно стая серафимов. И все же — от природы не уйдешь! — если бы вы спросили, что значит единорог, вам бы ответили: Collapse )
1

о психологии

"Идеальный запрет – это табу. А хорошенечко обсуждённый, согласованный и отправленный на доработку запрет – вредительство. Сказанное ребёнку категорично, с рокочущими обертонами «Нель-зя!» - сразу каким-то там хитрым гиперпространственным способом объясняет всё. А присесть перед ним на корточки, установить контакт «глаза в глаза» и нудить: «Понимаешь, Бобочка…» - означает переложить на него часть своей ответственности. И он тоже так будет делать – стремиться её избегать, перераспределять, перекладывать.

Кстати, ещё лирическое отступление. В своё время мы с женой прочли кучу книжек по прикладной педагогике – этих руководств по эксплуатации детей в домашних условиях. Замечено: в наших книжках предлагаются способы изменения рассматриваемой педагогической ситуации, то есть исправления её, приведения к подразумеваемой норме. В модных американских – предлагаются способы адаптации к этой ситуации родителей или способы адаптации проблемного ребёнка к существованию в обществе. Разница как между «вылечить» и «успокоить больного». Есть, оказывается, три вида лечения: хирургическое, консервативное и либеральное – оно же заговор. «Летс ток эбаут ит». И можно не рассветать".

Будьте любезны, а то по морде

и Гилберт К. Честертон

"Запрещая себе приказывать детям, мы отнимаем у них детство".
1

Что за Кибальчиш?

Я всегда думал, что имя главного героя сказки Гайдара про Военную Тайну образовано от фамилии некого Кибальчича, который был, согласно Википедии, "известный русский революционер, народоволец, изобретатель, участник покушения на Александра II. Я в детстве про его изобретения читал, якобы он придумывал космическую ракету, но ещё её и не придумав как следует, уже тренировал себя для полёта в космос, прячась под одеялами долго не дышать и т.п. В общем, тот ещё был ненормальный, которого совецкая власть прославила как и прочих безумцев и негодяев, которые то статьи по политэкономии пописывали, то делали бомбы для человекоубийств, мечтая о светлом будущем, которое сразу наступит, лишь только получится всё вокруг взорвать. Вот такой Рахметов со снами Веры Павловны в голове.

Однако, решил поискать в сети и нашёл нечто феерическое:

"МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ. Мало кому известна история происхождения странного имени Мальчиш-Кибальчиш. С Мальчишом-Плохишом всё понятно. Тогда почему правильного мальчика не назвать Хорошиш? Как выяснилось, на то было несколько причин. Во-первых, Хорошиш – слишком примитивно, лобово, да и звучит неблагозвучно. А самое главное – в первоначальном варианте Мальчиша звали не Кибальчиш, а Кипальчиш. То есть мальчик в кипе. Именно еврейский мальчик, по задумке Аркадия Гайдара, должен был дать смертельный бой злобным буржуинам. Возможно, такая идея была продиктована тайным увлечением идеями Троцкого – ведь первый свой рассказ Гайдар назвал «Р.В.С.» – в честь Революционного Военного Совета, которым Троцкий руководил в самые сложные годы гражданской войны. Причём Гайдар не побоялся опубликовать рассказ с таким названием в то время, когда Троцкий уже попал в опалу. Возможно, эту идею писателю подсказала жена, Рахиль Лазаревна Соломянская. Как бы там ни было, в последний момент Аркадий Петрович заменил в имени Мальчиша одну букву. Таким и узнала его большая Советская страна".

http://www.promegalit.ru/publics.php?id=5385
1

о. Всеволод Шпиллер о Солженицыне

он хотел бы изменить понимание русскими церковными людьми самих себя, своей церковности и понимание того, где они находятся. Это значит стать на один из путей, теперь многочисленных, псевдоцерковности


"На вопрос корреспондента, как я отношусь к мнению о Солженицыне как о “религиозном христианском писателе”, выражающем мысли и настроения церковных православных людей, живущих в СССР, к мнению, высказанному в некоторых заграничных церковных кругах, я ответил:

"С Солженицыным я знаком, встречался с ним до того, как он был провозглашён лауреатом Нобелевской премии, и думаю, что читал большую часть его сочинений. Не читал опубликованные за границей в последнее время. Встречи с ним и чтение его на меня производили сильное впечатление. Разное. Но мнение о нём, считающее его “религиозным писателем”, и даже выражающим наши, здешних православных церковных людей, мысли и настроения, я нахожу глубоко ошибочным.

При встречах с ним и при чтении многих его вещей создавалось впечатление, что он повсюду ищет правду, что поглощён стремлением к ней и хочет служить только ей всем своим оригинальным писательским талантом. Казалось, что он живёт правдолюбием. Насколько оно воплощалось или не воплощалось — в его личной жизни, публично говорить и судить об этом нельзя не только священнику. Воплощалось ли в том, с чем он сам публично выступал, об этом вправе и даже должны судить все. Я думаю, что правду, как мы, христиане, понимаем её и видим, Солженицын искажал.

Для нас, христиан, правда и добро, как и ложь и зло - больше и глубже, чем просто этические, моральные начала и понятия. В христианском понимании их они коренятся в последней, как мы говорим, в духовной, метафизической глубине вещей. В духовной глубине человека. В той же духовной жизни общностей, обществ, наций, народов, где возникает только им свойственный их характер, их "стать". Солженицыну не дано было достичь этой глубины.

Collapse )
cross

ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ -- ГАМЛЕТ НА РУССКОМ ТРОНЕ

Оригинал взят у volodihin в ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ -- ГАМЛЕТ НА РУССКОМ ТРОНЕ
Что произошло бы в шекспировской Дании, когда б принц Гамлет избежал удара отравленною шпагой? О, конечно, он насытил бы жажду отмщения. И все виновные в гибели его отца и прочих злодейских интригах подверглись бы пристойному наказанию. Так восторжествовала бы справедливость. Но дальше, дальше?
Историк с воображением, развитым более, чем трезвый ум и способность к анализу, -- плохой историк. Не его дело фантазировать. Что проку вторгаться в реальность художественной литературы, ведь она – поле битвы филологов, писателей критиков, но никак не историков?
И, однако, вопрос о Гамлете не праздный и отнюдь не уводящий в сферу чистой фантазии.
Шекспир – кем бы он ни был – прежде всего, дитя XVI века, европеец, возросший в культурном поле эпохи Возрождения, на почве титанических бурь Реформации. Его короли, принцы, герцоги, графы – такие же отпрыски XVI века, в какую бы хронологическую даль не отправлял их драматург. А XVI век очень любил театр великих страстей. Разрешал и даже в какой-то степени провоцировал их проявления. Христианская же узда, еще не исчезнувшая окончательно, стягивала буйный нрав правителей, заставляя их играть перед подданными не столько истинные свои страсти, до половины освобожденные самим временем, сколько их облагороженные вариации.
Гамлет, узнав от призрака об убийстве отца, негодует, кипит, жаждет мести:
О рать небес! Земля! И что еще
Прибавить? Ад? - Тьфу, нет! - Стой, сердце, стой.
И не дряхлейте, мышцы, но меня
Несите твердо…

Допустим, всё совершилось по воле его, но сам принц сохранил жизнь. Бедным датчанам достанется правитель нервный, фонтанирующий эмоциями, любящий театр и сам играющий позу. Артист на троне. Месть не входит в число христианских добродетелей, напротив, это великий соблазн. И притом соблазн, губящий душу. С такой вот душой, ублаготворенной кровью, новый король Дании начнет рассуживать подданных и вершить дела большой политики, примется громогласно упражняться в искусстве риторики и во всяком действии много уделять внимания тому, как выглядит оно в глазах окружающих. Ну а если кому-то его игра не нравится… Скверно, скверно придется тем, до кого дотянется королевская длань!
Такая «благородная игра», своего рода «театр монархов», -- любимое занятие европейских государей того времени. И Россия оказалась не чужда опыту западных соседей. У нас появился свой Гамлет на троне…
Первый русский царь был натурой нервной, артистической, крайне эмоциональной. Он как будто полжизни провел на сцене и при всяком публичном выходе заботился о том, как будет выглядеть его игра. Играл громово, и создал образ вочеловечившейся бури. Всякий человек, оказывавшийся поблизости, служил частью антуража, живой декорацией. Настоящая горячая кровь, пролитая в царствование Ивана Васильевича, и та, наверное, в глазах его выглядела киноварью, использованной при начертании летописных миниатюр. Блистательный артист, он время от времени забывал о целях игры и выше ставил произведенное на публику впечатление, нежели практический результат.
Важнее – «как посмотрят, что запомнят», важнее «признание», а вовсе не реальный эффект предпринятых действий. Важнее истинный порядок игры, чем глубинные основы бытия. И горе тому, кто нарушит этот порядок, утвердившийся в сознании государя…
Это стратег, но стратег стихийный, иррациональный. Шторм! Натиск! Эмоция, поднятая на пьедестал государственной политики! Легкий переход от благочестивейшего образа мыслей к порочнейшему и обратно. Неистовое согрешение и неистовое сокрушение о грехах. Ранимость. Яростное неприятие всякого несогласия, всякой критики. Стремительные скачки от истерики к ощущению несокрушимой силы. Да и сама истерика, быть может, очень хорошо контролировалась с самого начала… Самолюбование. Осознание собственного ничтожества. Сомнения, колебания… взрыв! Быстрое, кипящее, звонкое сотворение новых смыслов и прекрасных образов. Площадная брань. Тонкая интуиция, позволяющая моментально ухватить суть явления. Необузданное свирепство. Ураганная риторика – то изысканная, то безобразная.
Никаких компромиссов! Биться до конца, гнуть свою линию несмотря ни на что. Бешено ломать неприятеля, не сдерживая себя ни в чем… если он сам первым не переломит хребет. Но и тогда, хрипя от бессилия, мечтать о реванше.
И русское сознание вот уже несколько поколений тщится сгладить, адаптировать для себя этот неистовый артистический психотип. Слишком уж он неорганичен для русской жизни. Слишком разрушителен для древних основ ее. Артист, сокрушающий декорации в порыве творческого экстаза…

Ну а теперь проза жизни, которую я не имею желания высказывать в какой-либо статье или монографии, но в ЖЖ -- почему бы нет?
Имя Гамлета использовано здесь не случайно. В соционике есть особый психотип "Гамлет". Государь Иван IV Грозный -- ярко выраженный его представитель.

1

(no subject)

Листая взломанный ЖЖ неистового либерала
Я всё никак не мог понять, что же он мог употреблять
Что бы вот так колпак сорвало.
Сознанья тёмного поток в простор всемирной паутины
Про Pussy riot тонны слов, Навальный и долой ментов
Лилось с мозгов словивших клина.
Шизо... Френия...

Разверзлась с треском голова, и с визгом ринулись оттуда
Верхом на Ксении Немцов, в фонтане мокрый Удальцов
Новоявленные иуды.
Ты Солженицына прочёл, взахлёб собранье сочинений
Теперь ты знаешь что-почём, набил татуху на плечо:
Егор Гайдар - великий гений!
Шизо... Френия...

Тачскрин айпада не жалев стуча уставшею рукою
Сто раз печатал: Путин - вон! Но никуда не делся он...
ВэВэ глумился над тобою!
Он приказал найти тебя, повсюду за тобой следили
И излучатель за стеной, нейтрализованый фольгой
Зря лишь с Лубянки привозили.
Шизо... Френия...

Листая взломанный ЖЖ неистового либерала
Я всё никак не мог понять, что же он мог употреблять
Что бы вот так колпак сорвало.
О, взломанный живой журнал, читая мучался сомненьем
Совок когда проклятый пал
Вот тот, кто вёл этот журнал лишён был шанса на леченье...

(c) razoom1

via Oper aka Goblin
1

"Война и мир" Толстого

Вот всегда знал, что это всё - сплошное унылое г...
Хоть и с большой буквы.

В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: "Как я счастлив,..что писать дребедени многословной вроде "Войны" я больше никогда не стану" Толстой Л.Н. ПСС. т.61, стр.247.

6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: "Люди, любят меня за те пустяки - "Война и мир" и т.п., которые им кажутся очень важными" Толстой Л.Н. ПСС. т.56, стр.162.

Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание "Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку".


о хуле графа на Церковь - здесь: Толстой Л. Н. против "семи таинств"